ИСТОРИЯ НХЛ
Ø |
|
|
|
Ø |
|
|
|
Ø |
|
|
|
Ø |
|
|
|
Ø |
|
|
|
Ø |
|
|
|
Ø |
|
|
|
Ø |
|
|
|
Ø |
ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ (1926/1927 - 1941/1942)
С сезона 1926-27 Кубок Стэнли стал эксклюзивной собственностью НХЛ. Ничто так наглядно не символизировало мощь набирающей обороты Лиги, как это обстоятельство. В эти годы формировались и становились универсальными правила НХЛ, в большую хоккейную семью входили новые команды, а сам хоккей явил миру целую плеяду ярких и самобытных игроков самого высокого класса. 20-е годы совершенно справедливо были названы Золотым Веком не только в мире спорта, но и в многогранной жизни всего общества. Первая мировая война уже закончилась, и молодое поколение североамериканцев теперь не хотело проводить досуг также скудно, блекло и по понятным причинам ограниченно, как это делали их родители. Музыка стала ритмичнее, кино заговорило, а популярность спорта росла не по дням, а по часам. В этот период из крохотной канадской Лиги на три команды и сформировалась большая и разномастная НХЛ.
На заре своего создания, в 1917 году в НХЛ входили только "Торонто", "Оттава" и "Монреаль Канадиенс", а Лига разыгрывала Кубок Стэнли в матчах с чемпионом Хоккейной Ассоциации Тихоокеанского Побережья (PCHA). С сезона 1921-22, когда в восточную Лигу вошёл "Гамильтон", НХЛ начала стремительно расти. Чуть позже на карте хоккейной географии появилась Западно-Канадская Хоккейная Лига (WCHL), и Кубок Стэнли стали уже разыгрывать между этими тремя профессиональными организациями. Поначалу НХЛ имела существенное преимущество над своими конкурентами - на востоке жило больше населения, да и хоккей там имел куда более чёткую организацию, - но PCHA и WCHL компенсировали это произошедшим в 1924-м году объединением двух Лиг в одну - Западную Хоккейную Лигу (WHL). В тот же год НХЛ расширилась до шести команд: к четвёрке клубов присоединилась команда из Канады ("Монреаль Марунс") и США ("Бостон Брюинз").
К сезону 1924-25 руководство НХЛ надеялось включить в Лигу и команду из Нью-Йорка, но Текс Рикард, владелец арены "Мэдисон Сквер Гарден", до последнего не решался использовать своё подшефное хозяйство ещё и под каток. Рикард изменил решение после того, как сам с трибун посмотрел хоккей в исполнении "Монреаль Канадиенс". "Крепкий хозяйственник" был настолько впечатлён игрой лидера "Канадцев" Хоуи Моренца, что сразу же дал согласие на организацию катка в "Гарденс". Правда, при одном условии: в матче открытия новой ледовой арены обязательно должен участвовать тот самый Хоуи Моренц. Так и получилось: Моренц и его "Монреаль" "обновили" каток в "Мэдисоне", обыграв на нём "Нью-Йорк Америкэнз" - 3:1.
Да, хоккей в городе "Золотого дьявола" сразу же стал пользоваться бешеной популярностью. "Америкэнз" уже в первом сезоне привлекали на свои матчи столько народу, сколько не могли собрать все четыре команды PCHA, вместе взятые. Другие новички НХЛ также стали заметными фигурами: "Бостон" каждый сезон бил городские рекорды по кассовым сборам, "Питтсбург Пайретс" (бывший "Гамильтон") за первый год существования пробился в плей-офф, а "Марунс" и вовсе со второго захода стал обладателем Кубка Стэнли. Пережив трудные годы становления, НХЛ стала вполне успешным мероприятием, и потенциальные владельцы клубов перед штаб-квартирой Франка Колдера выстраивались в длинную очередь, в надежде заполучить в свой город - Детройт, Чикаго или Джерси-Сити - команду, которая будет играть в НХЛ.
Видя успех и нарастающую мощь соседей с востока, братья-боссы WHL Фрэнк и Лестер Патрики решают прикрыть свою "лавочку". Вместо того, чтобы поддерживать еле тлеющий костёр функционирования Лиги, продавая в конкурирующую НХЛ своих главных звёзд, братья убеждают пять из шести владельцев клубов доверить им своих хоккеистов. "Наш план - объединить игроков пяти команд в три сильных клуба, после чего продать эти команды на восток за 100 тысяч долларов каждую", - рассуждали тогда предприимчивые братья Патрики. На деле всё получилось не совсем так, как в теории. Игроки "Портленд Роузбадз" переехали в Чикаго, где органично влились в состав "Чёрных Ястребов", а клуб "Виктория Кугарз" взял курс на "Город моторов", в Детройт. Новая команда, получившая членство в НХЛ, сохранила своё старое прозвище и стала называться "Детройт Кугарз". Забегая вперёд, скажем, что "Пумами" детройтцы пробыли всего четыре сезона, после чего команда сменила имя сначала на "Фалконз", ну а позже, в сезоне 1932-33 - на привычные нам "Красные Крылья" ("Ред Уингз"). А вот новая команда "Большого Яблока" - "Рейнджерс" - отнюдь не горела желанием приобретать оптом, да к тому же за такую большую сумму, предложенных им звёзд из WHL. Конн Смайт, генеральный менеджер нового клуба, купил только Фрэнка Буше и братьев Билла и Бана Куков. Остальные же игроки разошлись по другим командам, что, впрочем, не сильно расстроило Патриков: тот же "Бостон" накупил хоккеистов, включая легендарного Эдди Шора, на 50 тысяч долларов. Таким вот образом, после самоликвидации WHL, Национальная Хоккейная Лига стала абсолютным монополистом в Северной Америке. Большая семья профессиональных хоккеистов уже во внутреннем соревновании стала разыгрывать между своими клубами престижнейший трофей - Кубок Стэнли.
Новая, сильно увеличенная Лига была разбита на два дивизиона: Американский и Канадский, по пять команд в каждом. В дивизион США вошли "Бостон Брюинз", "Питтсбург Пайретс", "Нью-Йорк Рейнджерс", "Чикаго Блэкхокс" и "Детройт Кугарз", дивизион Канады сформировали "Монреаль Канадиенс", "Монреаль Марунс", "Оттава Сенаторз", "Торонто Сент-Патрикс" и "Нью-Йорк Америкэнз". Предполагалось, что "Детройт" и "Чикаго" к дебюту в НХЛ уже будут иметь в своих городах ледовые арены, однако строители не уложились в сроки. В результате сложилась почти уникальная ситуация: Американская команда "Детройт" проводила домашние матчи фактически за границей - в Уиндзоре (провинция Онтарио, Канада). "Кугарз" переехали в новенькую "Олимпию" лишь в сезоне 1927-28. В этом же году новоселье справляли и "Мишки" - тогда команда въехала в большой и комфортабельный "Бостон Гарден". Что же касается "Чёрных Ястребов", то перед дверьми их катка вплоть до декабря 1929 года так и не была перерезана красная ленточка.
Когда в одной Лиге играют все лучшие хоккеисты Северной Америки, то и конкурентная борьба сразу же взвинчивается до предела. Особую ценность хоккеистов для НХЛ с первенства 1926-27 было решено подчёркивать следующим образом: теперь каждый, кто заканчивал сезон в десятке лучших бомбардиров Лиги, автоматически попадал в Зал Хоккейной Славы НХЛ. Таким образом, в хоккейном музее канадского Торонто ежегодно представлялись новые лица и фамилии.
Однако результативность в НХЛ пока оставляла желать лучшего - в ту пору в среднем забивалось по 3,8 шайбы за матч. Пытаясь увеличить среднестатистические показатели, в НХЛ вводится правило, разрешающее в своей и нейтральной зонах отдавать пасы назад. Но и эта новинка не очень-то и помогла: в 1928-м году средняя результативность упала до 3,67 шайб за матч. А в 1929-м и вовсе был установлен новый антирекорд Лиги - 2,8 шайбы, в среднем за игру: цифры, которые не выдерживают никакой критики! Это был год, когда голкипер Джордж Хэйсуорт в среднем за матч пропускал по 0,92 шайбы, а за сезон он записал на свой счёт 22 "шатаута" в 44 встречах! 10 вратарей в том фантастически-"засушливом" первенстве сделали не менее 10 "шатаутов", и у каждого из них показатель пропущенных за игру шайб был ниже отметки 2,00. Если бы подобная тенденция сохранилась и в дальнейшем, то такие голкиперы, как Тайни Томпсон ("Бостон"), Чак Гардинер ("Чикаго") и Рэй Уортерс ("Америкэнз") всего за несколько сезонов наверняка обновили бы все вратарские рекорды Лиги.
Пытаясь что-то противопоставить низкой результативности, руководство НХЛ в 1929-м году разрешило пас назад во всех трёх зонах площадки. Единственное ограничение касалось того, что шайба во время паса назад не должна была пересекать синюю линию. Но и это условие не могло помешать нападающим воспользоваться лазейкой в этом поистине революционном для того времени пункте правил: теперь форварды просто стояли у ворот соперника и ждали, когда им с середины площадки, пасом вперёд будет передана шайба. Когда за первую четверть сезона 1929-30 результативность резко скакнула до показателя "6,91", в НХЛ забили тревогу: это уже было чересчур! Немедленно появилось правило, по которому игрок не может пересекать синюю линию до того, как это сделает шайба. Это новшество и стало рождением современного правила офсайда, иначе - "вне игры" Ооно наконец-то восстановило относительно нормальный баланс между защитой и нападением.
Разрешение паса вперёд и введение офсайда - самые революционные нововведения, сделанные в то время, но за 10 сезонов в правилах НХЛ изменилось не только это. Хотя до этого дня и не было прецедентов, но боссы Лиги решили предохраниться лишний раз от буйной фантазии игроков и их тренеров. В 1931 году было регламентировано, что по ходу матча команда может держать на льду только одного вратаря. В 1932-м НХЛ обязала клубы вывесить на видном месте в своих домашних аренах большие часы, по которым будет идти замер игрового времени. В 1934 году в НХЛ появляется правило "буллита". В 1937-м оговариваются пробросы. В 1940-м обязательной становится заливка льда перед матчем и в перерывах, а в 1941-м вступила в силу система, по которой матчи регулярного чемпионата теперь будет обслуживать бригада арбитров - один рефери и два лайнсмена.
Мало того, что разрешение паса вперёд повысило среднюю результативность матчей, оно в корне изменило и стиль самой игры: теперь команды уже меньше внимания уделяли грязному хоккею и силовой борьбе, и больше стали сосредотачиваться на чётких и заранее натренированных комбинациях. Как следствие, 30-е годы ознаменовались появлением новых сыгранных "звёздных" троек. Знаменитое бостонское "Динамитное звено", в котором играли Куни Уэйланд, Дит Клэппер и Датч Гэйнор, помогло "Брюинз" в сезоне 1928-29 выиграть первый в истории клуба Кубок Стэнли. А в следующем сезоне "Бостон" и вовсе доминировал во всей Лиге: командой был установлен рекорд на все времена - 87,5% побед за чемпионат, и эти цифры до сих пор не может превзойти ни одна команда НХЛ. Куни Уэйланд, кроме всего прочего, стал лучшим бомбардиром Лиги. Его статистика действительно впечатляет - 73 (43+30) очка за 44 игры. Однако эти цифры не гарантировали Уэйланду звания "Самого ценного игрока сезона" (MVP). "Харт Трофи" достался Нельсу Стюарту из "Марунс". Стюарт - лидер монреальской тройки "Каштановых", в которой кроме него играли Бэйб Сайберт и Хули Смит. В 1929 году "Торонто" подарил миру "Звено детей": Башер Джексон, Джо Примо и Чарли Конахер. "Детишки" так сыгрались, что через два года, в сезоне 1931-32 они не только подарили любимому городу Кубок Стэнли, но и оккупировали всю верхнюю половину списка бомбардиров Лиги, заняв там соответственно первое, второе и четвёртое места. Снова вернёмся к "Бостону", где на смену "Динамитному звену" через несколько лет пришла тройка "Краут Лайн": Милт Шмидт - Бобби Бауэр - Вуди Дюмар. В результате в 1939-м и 1941-м "Мишки" вновь становились обладателями серебряной чаши.
Одна из первых великих троек в НХЛ - сыгранное звено "Рейнджеров": Билл Кук, Фрэнк Буше и Бан Кук. Элегантный Буше - один из лучших диспетчеров того времени, и только ему удавалось за 8 сезонов, с 1927-го по 1934-й, 7 раз выигрывать приз "Леди Бинг Трофи". Как хорошо Буше раздавал пасы, так же талантливо Билл Кук реализовывал их, и только Чарли Конахер из "Торонто" мог поставить под сомнение репутацию Билла, зарекомендовавшего себя в качестве самого опасного снайпера Лиги. Нью-йоркское трио дважды приводило "Рейнджеров" к чемпионскому титулу: в 1928-м и в 1933-м. А к третьему триумфу, в 1940-м, легендарный Фрэнк Буше привёл своих "Рейнджерс" уже как тренер.
Пришла пора комбинационного и коллективного хоккея, но это совсем не значит, что в НХЛ больше не ост Пришла пора комбинационного и коллективного хоккея, но это совсем не значит, что в НХЛ больше не осталось великих игроков: Хоуи Моренц и Эдди Шор - два истинных героя того времени.
Хоуи Моренц, известный как "Стрэтфордский ручей", демонстрировал такое блестящее сочетание скорости и высокого индивидуального мастерства, что в контрасте с ним другие игроки просто терялись. Да, такого феноменального спортсмена хоккейный мир ещё не знал! В сезонах 1927-28 и 1930-31 Моренц лидировал в списке лучших бомбардиров Лиги, оба раза получив по итогам года "Харт Трофи". Моренц играл не только на себя, но и на команду: он и его одноклубники в 1930-м и 1931-м сделали серебряный дубль, вновь подарив фанам "Канадиенс" - впервые с 1924-го года - Кубок Стэнли. Хоуи был настоящим символом своего клуба. "На Моренца" толпой валили зрители, выход хоккеиста на лёд почти гарантированно обеспечивал аншлаг на любой арене, где бы он ни играл. Хоуи можно сравнить со стремительной кометой, промчавшейся по звёздному небосклону. 8 марта 1937 года Моренц скоропостижно скончался. На его похороны пришло более 10 тысяч человек. Монреальский "Форум" до отказа был забит людьми, пришедшими проводить в последний путь великого спортсмена.
Как и Моренц, Эдди Шор был для болельщиков "лакомым кусочком". Шор - умелый и отважный игрок с заводным, взрывным характером. Когда этот защитник пробивался через оборонительные редуты соперника, то он, словно танк, сносил любого, кто вставал у него на пути. Шор часто уходил со льда без зубов и весь исполосованный шрамами, а однажды его карьера и вовсе чуть не завершилась печально-трагическим обстоятельством, причём Эдди в том инциденте сам был агрессором, а не жертвой. В декабре 1933-го Шор мощным ударом клюшки едва не расколол пополам череп бедняги Эйса Бэйли, но руководство НХЛ, детально обсудив это происшествие, всё же решило не наказывать пожизненной дисквалификацией одного из самых культовых хоккеистов той эпохи. В период с 1930 по 1939 год Шор 7 раз избирался на матч "Всех Звёзд". Эдди до сих пор является единственным защитником, получавшим "Харт Трофи" 4 раза! Шор был ключевым игроком обороны "Бостона", побеждавшем в розыгрыше Кубка Стэнли в 1929 году. Ветеран Энди был полезен своей команде и тогда, когда "Мишки" совершили аналогичный подвиг ровно через 10 лет - в 1939-м.
Но в те годы на сцене мирового хоккея появлялись не только великие игроки, но и отличные менеджеры-управленцы. Владелец "Чёрных Ястребов" Фредерик Маклалин не стеснялся увольнять с поста тренера своей команды таких авторитетных наставников, как Джордж Стайнбреннер (освобождён от должности в 1930-м), зато "Чикаго" под чутким руководством Маклалина выигрывал Кубок Стэнли в 1934 и в 1938 годах. В 1927-м Джек Адамс был приглашён на пост генерального менеджера "Детройта", а через10 лет, в 1936-м и в 1937-м годах, "Красные Крылья" дважды становились чемпионами НХЛ. Чуть позже, с 1949-го по 1955-й, "Детройт" вновь будет доминировать в Лиге: легендарную команду, а иначе - династию, создаст всё тот же Джек Адамс.
Арт Росс из "Бостона" и Лестер Патрик из "Рейнджерс" - ещё одни герои-менеджеры, пропагандирующие хоккей в Соединённых Штатах Америки. Друзья по жизни, Росс и Патрик выросли в Монреале, сами были отличными игроками, а по завершении спортивной карьеры родом своей деятельности выбрали креатив, или, другими словами, созидание команд-чемпионов. Арт и Лестер делали всё, чтобы национальная канадская игра стала важной и неотъемлемой частью Американского спорта. Лестер Патрик занимался популяризацией хоккея через влиятельную нью-йоркскую прессу. "Сильвер Фокс", такое прозвище дали Патрику журналисты, любил устраивать семинары и пресс-конференции для всей пишущей братии "Большого Яблока". На этих открытых методических уроках Лестер не только рассказывал о клубных новостях "Рейнджерс", но и втолковывал репортёрам все нюансы новой и до недавнего времени неизвестной для города игры. В результате Патрик и его игроки получили хороший промоушн: очень скоро хоккеисты стали знаменитостями Манхэттена, а на трибунах "Мэдисона" во время матчей НХЛ стали появляться такие знаменитые личности, как Бэйб Рут (известный бейсболист), Хэмфри Богарт и Джордж Рафт (звёзды кинематографа), Кэб Кэллоуэй (популярный певец) и даже Джимми Уокер (мэр Нью-Йорка).
Хоккей в Канаде изначально не требовал такой, как это будет в США, массовой "раскрутки". Подобная акция теряла всякий смысл - ведь каждый первый канадец и так знал, любил и понимал эту игру. Но подход к этому вопросу был пересмотрен, когда за дело взялся хозяин "Торонто" Конн Смайт. 14 февраля 1922 года Смайт купил клуб и сразу же переименовал его из "Сент-Патрикс" в "Мэйпл Лифс". Тот сезон канадцы завершили на последнем месте в Лиге, да и следующий год также выдался неудачным - "Кленовые Листья" снова не попали в плей-офф. И тогда Конн Смайт принимает поистине гениальное решение: чтобы поднять популярность "Торонто" и обеспечить клубу постоянный приток зрителей на трибуны, нужно организовать радиотрансляцию с матчей его команды! Смайт оказался прав: очень скоро все 8 тысяч мест на катке "Сутьюал Стрит Арена", раньше редко знавшим аншлаги, были заполнены до отказа. Хорошую идею переняли соседи, и через некоторое время на волнах радиоэфира появились первые репортажи о матчах "Марунс" и "Канадиенс". Хоккейная индустрия в Торонто буйно развивалась, и Смайт начал подумывать о сооружении нового ледового дворца. Идея материализовалась на практике: 12 ноября 1931 года был открыт "Мэйпл Лифс Гарден", воздвигнутый в кризисную эпоху Великой Депрессии всего за 5 месяцев! Хоть "Торонто", дебютировав на новом стадионе, и проиграл в первом матче, тот сезон игроки команды завершили почётным кругом по катку с Кубком Стэнли в руках. Рассказ об этом финальном матче, как и о многих других, вёл на радио легендарный спортивный комментатор Фостер Хьюитт. К январю 1933-го года трансляции Хьюитта передавались по 20 радиостанциям Канады. Население страны в ту пору составляло не больше 10 миллионов человек, но каждый десятый моментально припадал ухом к своему радиоприёмнику, как только начиналась игра.
Но не все клубы Лиги, подобно "Мэйпл Лифс", процветали и успешно расширяли свой бизнес. Многие хоккейные хозяйства в годы Великой Депрессии попали в глубокую кризисную яму, из которой они так и не сумели выбраться. В 1927-м "Оттава" завоевала Кубок Стэнли - 4-й за последние 8 лет, - но расширение Лиги и быстрый рост финансовых расходов на содержание команды оставили "Сенаторов" на сухом пайке. Из-за отсутствия денежных средств клуб-чемпион начал распродавать звёзд: так, 11-го октября 1930-го года лидер "Оттавы" Кинг Клэнси ушёл в "Торонто" за рекордные по тем временам отступные - 35 тысяч долларов. Из-за обвала акций в 1929 году была подорвана сталелитейная промышленность Питтсбурга. Хозяева местного клуба больше не могли содержать хоккейных "Пиратов", и команда также была вынуждена распродавать своих звёзд. В 1930-м клуб переехал в Филадельфию, и "Пайретс" с тех пор стали называться "Филадельфия Квэйкерс". Перед сезоном 1931-32 обе команды - из Оттавы и Питтсбурга-Филадельфии - окончательно почили в бозе и приостановили свою деятельность. В 1932-м "Сенаторы" всё-таки предприняли попытку вернуться в НХЛ, но плохие результаты команды снова поставили жирный крест на светлых надеждах канадцев. Перед сезоном 1934-35 клуб переехал на юг материка, и сменил название на "Сент-Луис Иглз", однако, приняв участие всего в одном чемпионате, команда распалась.
Ещё одним клубом, явившимся жертвой кризиса, стал "Монреаль Марунс". В 1935-м "Каштановые" выиграли Кубок Стэнли, но успех на спортивном поприще отнюдь не гарантировал им финансовой стабильности и беззаботной жизни. После ужасного сезона 1937-38 менеджмент "Марунс" снял свою команду с соревнований. А Лига, из-за Великой Депрессии разом потерявшая три клуба, отменила недавно введённый формат деления НХЛ на дивизионы, и с 1938-го года функционировала уже как единая организация на семь команд. Но проблемы на этом не заканчивались. "Нью-Йорк Америкэнз", хоть и дебютировали в НХЛ на один сезон раньше, чем "Рейнджерс", в борьбе за домашнего зрителя лишались всякого преимущества перед своим богатым соседом - ведь "Рейнджеры" выступали на удобной и вместительной арене "Мэдисон Сквер Гарден". Годы нестабильности постепенно превратили "Америкэнз" в рядовой фарм-клуб, производящий молодые таланты для других коллективов НХЛ и служащий тёплым местечком для ветеранов, доигрывавших последние дни своей спортивной карьеры. В сезоне 1940-41 "Америкэнз" ждал предсказуемый провал - 8 побед при 11 ничьих и 29 поражениях. Никогда ещё ньюйоркцы не играли в НХЛ так плохо. Перед сезоном 1941-42 клуб меняет название на "Бруклин Америкэнз", но сколько не говори "халва", во рту слаще не станет: после очередного непопадания в плей-офф "Америкэнз" канули в лету.
Пройдя долгий путь от ревущих и бушующих 20-х через блёклые годы Великой Депрессии до ужасающей неопределённости Второй мировой войны, Национальная Хоккейная Лига пережила важнейший для себя этап становления. Опять наступили смутные времена, однако "Большая Шестёрка" вновь устоит. Настанет время, когда в профессиональный хоккей придёт спокойствие и стабильность, и Лига, когда-то резко сократившая число своих представителей, снова возьмёт курс на интеграцию и расширение.