Заточка хоккейных коньков
Подготовка лезвия коньков идет в два этапа: профилирование, при котором изменяют геометрию лезвия под индивидуальные особенности хоккеиста. И непосредственно заточка хоккейных коньков.
Правильная заточка хоккейных коньков – это быстрота скольжения, контроль лезвий, сбалансированное катание, максимальное ускорение и значительный прогресс в мастерстве катания в игре в хоккей с шайбой на льду! Затачивать коньки необходимо всем, и кто профессионально занимается хоккеем, и кто приходит на тренировки в неделю один раз.
Чтобы понять, из чего складывается процесс заточки, рассмотрим термины, используемые профессионалами и любителями.
Площадка (профиль лезвия, ребра, канавка, контур лезвия) – эти все термины означают одно и то же – самый низ лезвия, та площадь, где лезвия касаются льда. От ее длины зависит скорость и маневренность езды (самая маленькая – 30 мм, самая большая 60 мм). Поэтому нужно для себя найти то соотношение длины и глубины желобка, которое подойдет именно под Ваш стиль игры. Важно понимать: площадка лезвий всегда строго индивидуальна!
Желобок (радиус, выемка) – этот термин в хоккее обозначает желобок, который вытачивается по всей длине лезвия хоккейных коньков. Он нужен чтобы была боковая устойчивость при маневрах, хорошее торможение и отталкивание. Вам нужно будет использовать разные способы заточки хоккейных коньков. Сначала сделать среднюю выемку (12-15), потом уменьшить ее, а потом увеличить. Таким образом, Вы сможете на собственном опыте найти индивидуальный радиус, обязательно запомнить этот номер желоба и уже точить коньки именно так.
Носок – передняя часть лезвия – это ускорение, рывки, обратное катание. Стачивается, чтобы избежать возможных спотыканий на резких заворотах и других глубоких маневрах.
Середина – основная часть лезвия – место для скольжения. Затачивается, чтобы увеличить скорость и устойчивость на льду.
Пятка – задняя часть лезвия – это остановка, повороты и перекрёстное катание. Стачивается, чтобы улучшить манёвренность и торможение.
КПД коньков – это цифра, которая показывает максимальный накат по льду + максимальное сцепление со льдом + минимальные затраты физических сил хоккеиста.
Из законов физики известно, что чем меньше сила трения, сопротивления льда, и площадь соприкосновения конька со льдом, тем больше скорость. Если затачивать лезвия по длине неравномерно: носок и задник чуть острее, чем середину, возрастет скорость скольжения, улучшится торможение и балансировка. Но чрезмерно заточенный нос затрудняет катание спиной вперед. Диаметр желоба обратно пропорционален скольжению: чем меньше искомый диаметр, тем лучше скольжение.
Но необходимо учитывать субъективные характеристики, чтобы Вы смогли правильно заточить коньки для хоккея с шайбой:
Глубина желобка при классической заточке, который подходит для затачивания коньков тому или иному хоккеисту, определяется в зависимости от его стиля катания и игры. Обычно для заточки коньков для хоккея с шайбой игроки пользуются таблицей с конкретными параметрами желобка.
Частота натачивания коньков зависит от того, насколько активно катается игрок. При регулярных тренировках 4-5 раз в неделю, заточку нужно проводить каждые 3 дня. Профессионалы с легкостью чувствуют необходимость проведения заточки по качеству катания, для любителей есть несколько признаков того, что коньки затупились:
В последнее время наблюдается тенденция заточки коньков в европейском стиле, который подразумевает снижение силы трения и обеспечивает более эффективное катание. Одна из рекомендаций для достижения высокой скорости – это комбинация различных радиусов профиля и желобка. Для каждого стиля катания следует подбирать свою заточку. Например, для стиля «бабочка» больше подходит заточка с двойным желобком, так как обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью для быстрого перемещения из стороны в сторону, вверх и вниз. Это подразумевает, что конек более остро заточен например в области носка и каблука (большой желобок) и менее остро (меньший желобок) заточен в середине, такая техника обеспечивает лучшее скольжение. Однако следует внимательно следить за заточкой, чтобы не заточить конек слишком агрессивно и не сделать его опасным при катании задом наперед. Для игроков нападения и защиты требуется подбирать оптимальный контур, в случае агрессивной заточки.
Профиль лезвия
Контур лезвия определяет пространство контакта лезвия со льдом. Заточка конька включает баланс между поверхностью схватывания и силой трения. Во время движения человек на коньках хочет максимизировать и сохранить скольжение. Поэтому сила трения между лезвием и льдом должна быть минимизирована при помощи правильного контура лезвия. В тоже самое время, мы хотим превосходное скольжение для того, чтобы перенаправлять силу в ускорение, перемещение и быструю остановку.
Контур лезвия следует выбирать на основе вашего веса и преимуществ в катании. Чем больше ваш вес, тем больше контур лезвия должен соприкасаться со льдом для того, чтобы равномерно распространять ваш вес. Однако, также важно, чтобы ваше тело адаптировались к новому профилю. Имеются рекомендованные радиусы контура (профиля) для коньков.
Современный высокий уровень катания требует увеличения маневренности, быстрых стартов, более быстрого перекрестного катания, вращения и т.д Более большой радиус контура лезвия (где большая часть лезвия соприкасается со льдом) помогает катающемуся обеспечивать лучшую стабильность и баланс, меньшее трение и более высокую скорость. С другой стороны, это снижает способность делать быстрые повороты. Маленький радиус контура лезвия приводит к большему трению, потому что это уменьшает величину контакта между лезвием и льдом. Это вызывает большее давление на лезвие, заставляя его больше погружаться в лед. Деформация льда вызывает большую силу трения.
Катание на коньках с более коротким радиусом увеличивает маневренность при коротких и быстрых поворотах. Лезвие имеет три раздела: каблук (20% лезвия), середина (60% лезвия) и носок (20% лезвия). Каблук несет функцию баланса, поддержки, вращения, перемещений, остановка при поворотах и перекрестное катание. Середина лезвия – это место, которое в основном используется при катании с давлением при продвижении и для скольжения на передней ноге. Способствует рывкам, остановкам при перемещении, вращениям и поворотам. Район носка используется при рывках и ускорении, вращениях на носке и обратном катании. Существуют постоянные перемещения между различными секторами лезвия.
Наклон
Наклоном называется угол упора лезвия на лед. Наклон имеет воздействие на равновесие тела катающегося. Даются четкие рекомендации по величине угла для коньков. Нарушение правильного баланса тела может быть вызвано наклоном лезвия назад, при этом вы теряете способность к ускорению. Наклон может измеряться в миллиметрах (как разница высоты носка и каблуком лезвия) или в градусах.
Точка вращения
Точка вращения - это наивысшая точка профиля лезвия. При профилировании двойным комбинированным профилем точка вращения находится на стыке двух профилей. Во время профилирования точку вращения смещают на 10-20 мм от центра лезвия к пятке, тем самым смещая весь профиль к задней части лезвия. Это помогает лучше держать баланс.
Желобок
Желобок – это вогнутая заточка нижней поверхности лезвия. Назначение желобка заключается в увеличении скольжения на льду. Маленький радиус желобка означает лучшее скольжение, но также и увеличение силы трения. Большой радиус желобка дает небольшое скольжение, в тоже самое время как обеспечивает меньшую силу трения между льдом и лезвием. Меньшая сила трения позволяет обеспечивать лучшее скольжение. Правильное скольжение является необходимым для ускорения, рывков и остановок. Обычно для заточки коньков для хоккея с шайбой игроки пользуются таблицей с конкретными параметрами желобка.
Большинство же профессиональных хоккеистов НХЛ спользуют канадскую заточку FBV, кроме этого сейчас становится популярна заточка коньков под Z-канавку. О данных видаъ заточки можно прочитать здесь >>>
Доводка коньков
Секреты правильной заточки хоккейных коньков
Главный секрет хорошей качественной заточки – это твердость лезвий. Профессионалы по заточке советуют срезать меньше металла при заточке, но делать заточку чаще. Чем тверже материал, тем дольше держится заточка и тем реже нужно будет ее делать.
Важный момент эксплуатации и хранения: никогда не ходите по твердым поверхностям (бетон, асфальт, пластик, мрамор и др.) без защитных твердых чехлов. Это сколы, заусеницы и другие проблемы с коньками, которые сведут «на ноль» всю Вашу даже самую качественную заточку. Кроме этого обязательно после каждого нахождения на льду (игры, тренировки, просто покататься) необходимо насухо вытереть лезвия и надеть защитные чехлы.
Проще дело обстоит с классической желобковой заточкой. Есть, умельцы, которые могут заточить коньки самостоятельно в домашних условиях и сделать станок для заточки лезвий кустарным способом. Но нужно понимать, что заточка должна быть ровной и сбалансированной. Ведь если снять с лезвий неравные участки стали, то это приведет к дисбалансу, перегреву лезвий, ухудшению качества катания и всей игры в целом.
Кроме этого, на нижней части лезвия слой металла составляет всего 1-2 мм. При заточке станок снимает не более 0,1 мм. После 20 заточек инвентарь становится непригодным для катания. В домашних же условиях снять такой слой металла не получится, таким образом, срок службы коньков сократится в разы, а может получится так, что их придеся выкинуть после первой же заточки "на дому".
Для заточки коньков лучше использовать профессиональные станки, благодаря этому вы сможете повысить мастерство своего катания. Стоимость классической заточки в среднем от 200 рублей за пару - это не те деньги ради, которых стоит рисковать дорогостоющими коньками.
Правильная заточка хоккейных коньков – это быстрота скольжения, контроль лезвий, сбалансированное катание, максимальное ускорение и значительный прогресс в мастерстве катания в игре в хоккей с шайбой на льду! Затачивать коньки необходимо всем, и кто профессионально занимается хоккеем, и кто приходит на тренировки в неделю один раз.
Чтобы понять, из чего складывается процесс заточки, рассмотрим термины, используемые профессионалами и любителями.
Площадка (профиль лезвия, ребра, канавка, контур лезвия) – эти все термины означают одно и то же – самый низ лезвия, та площадь, где лезвия касаются льда. От ее длины зависит скорость и маневренность езды (самая маленькая – 30 мм, самая большая 60 мм). Поэтому нужно для себя найти то соотношение длины и глубины желобка, которое подойдет именно под Ваш стиль игры. Важно понимать: площадка лезвий всегда строго индивидуальна!
Желобок (радиус, выемка) – этот термин в хоккее обозначает желобок, который вытачивается по всей длине лезвия хоккейных коньков. Он нужен чтобы была боковая устойчивость при маневрах, хорошее торможение и отталкивание. Вам нужно будет использовать разные способы заточки хоккейных коньков. Сначала сделать среднюю выемку (12-15), потом уменьшить ее, а потом увеличить. Таким образом, Вы сможете на собственном опыте найти индивидуальный радиус, обязательно запомнить этот номер желоба и уже точить коньки именно так.
Носок – передняя часть лезвия – это ускорение, рывки, обратное катание. Стачивается, чтобы избежать возможных спотыканий на резких заворотах и других глубоких маневрах.
Середина – основная часть лезвия – место для скольжения. Затачивается, чтобы увеличить скорость и устойчивость на льду.
Пятка – задняя часть лезвия – это остановка, повороты и перекрёстное катание. Стачивается, чтобы улучшить манёвренность и торможение.
КПД коньков – это цифра, которая показывает максимальный накат по льду + максимальное сцепление со льдом + минимальные затраты физических сил хоккеиста.
Из законов физики известно, что чем меньше сила трения, сопротивления льда, и площадь соприкосновения конька со льдом, тем больше скорость. Если затачивать лезвия по длине неравномерно: носок и задник чуть острее, чем середину, возрастет скорость скольжения, улучшится торможение и балансировка. Но чрезмерно заточенный нос затрудняет катание спиной вперед. Диаметр желоба обратно пропорционален скольжению: чем меньше искомый диаметр, тем лучше скольжение.
Но необходимо учитывать субъективные характеристики, чтобы Вы смогли правильно заточить коньки для хоккея с шайбой:
- Тип и температура льда - Искусственный лед кардинально отличается от уличного льда.
- Амплуа игрока - Заточка лезвий коньков будет существенно отличаться друг от друга, исходя из того, какое местоположение в игре Вы занимаете: защитник, нападающий или вратарь.
- Вес игрока - Обязательно нужно знать точный вес хоккеиста.
- Площадь соприкосновения со льдом - Нужно выбрать, какая длина ребра лезвий коньков Вам необходима.
Глубина желобка при классической заточке, который подходит для затачивания коньков тому или иному хоккеисту, определяется в зависимости от его стиля катания и игры. Обычно для заточки коньков для хоккея с шайбой игроки пользуются таблицей с конкретными параметрами желобка.
Как определить заточены ли коньки?
Посмотрите на лезвие в поперечном сечении. Тупые имеют форму буквы «П» (нет углубления), острые - форму буквы «М» (с выемкой).
Как часто точить коньки?
Заточка коньков для хоккея требуется сразу после покупки и во время эксплуатации.
Частота натачивания коньков зависит от того, насколько активно катается игрок. При регулярных тренировках 4-5 раз в неделю, заточку нужно проводить каждые 3 дня. Профессионалы с легкостью чувствуют необходимость проведения заточки по качеству катания, для любителей есть несколько признаков того, что коньки затупились:
- Во время начала движения конек проскальзывает;
- При поворотах ощущается срыв, носки разъезжаются на льду;
- При проведении кончиком ногтя по лезвию на ногтевой пластине не остается следа, либо наоборот останутся царапины;
- Визуально осмотреть площадку: не видно канавки, она неравномерная или же на кромке видны заусенцы и шероховатости.
Требования к заточке коньков
В последнее время наблюдается тенденция заточки коньков в европейском стиле, который подразумевает снижение силы трения и обеспечивает более эффективное катание. Одна из рекомендаций для достижения высокой скорости – это комбинация различных радиусов профиля и желобка. Для каждого стиля катания следует подбирать свою заточку. Например, для стиля «бабочка» больше подходит заточка с двойным желобком, так как обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью для быстрого перемещения из стороны в сторону, вверх и вниз. Это подразумевает, что конек более остро заточен например в области носка и каблука (большой желобок) и менее остро (меньший желобок) заточен в середине, такая техника обеспечивает лучшее скольжение. Однако следует внимательно следить за заточкой, чтобы не заточить конек слишком агрессивно и не сделать его опасным при катании задом наперед. Для игроков нападения и защиты требуется подбирать оптимальный контур, в случае агрессивной заточки.
Профиль лезвия
Контур лезвия определяет пространство контакта лезвия со льдом. Заточка конька включает баланс между поверхностью схватывания и силой трения. Во время движения человек на коньках хочет максимизировать и сохранить скольжение. Поэтому сила трения между лезвием и льдом должна быть минимизирована при помощи правильного контура лезвия. В тоже самое время, мы хотим превосходное скольжение для того, чтобы перенаправлять силу в ускорение, перемещение и быструю остановку.
Контур лезвия следует выбирать на основе вашего веса и преимуществ в катании. Чем больше ваш вес, тем больше контур лезвия должен соприкасаться со льдом для того, чтобы равномерно распространять ваш вес. Однако, также важно, чтобы ваше тело адаптировались к новому профилю. Имеются рекомендованные радиусы контура (профиля) для коньков.
Современный высокий уровень катания требует увеличения маневренности, быстрых стартов, более быстрого перекрестного катания, вращения и т.д Более большой радиус контура лезвия (где большая часть лезвия соприкасается со льдом) помогает катающемуся обеспечивать лучшую стабильность и баланс, меньшее трение и более высокую скорость. С другой стороны, это снижает способность делать быстрые повороты. Маленький радиус контура лезвия приводит к большему трению, потому что это уменьшает величину контакта между лезвием и льдом. Это вызывает большее давление на лезвие, заставляя его больше погружаться в лед. Деформация льда вызывает большую силу трения.
Катание на коньках с более коротким радиусом увеличивает маневренность при коротких и быстрых поворотах. Лезвие имеет три раздела: каблук (20% лезвия), середина (60% лезвия) и носок (20% лезвия). Каблук несет функцию баланса, поддержки, вращения, перемещений, остановка при поворотах и перекрестное катание. Середина лезвия – это место, которое в основном используется при катании с давлением при продвижении и для скольжения на передней ноге. Способствует рывкам, остановкам при перемещении, вращениям и поворотам. Район носка используется при рывках и ускорении, вращениях на носке и обратном катании. Существуют постоянные перемещения между различными секторами лезвия.
Наклон
Наклоном называется угол упора лезвия на лед. Наклон имеет воздействие на равновесие тела катающегося. Даются четкие рекомендации по величине угла для коньков. Нарушение правильного баланса тела может быть вызвано наклоном лезвия назад, при этом вы теряете способность к ускорению. Наклон может измеряться в миллиметрах (как разница высоты носка и каблуком лезвия) или в градусах.
Точка вращения
Точка вращения - это наивысшая точка профиля лезвия. При профилировании двойным комбинированным профилем точка вращения находится на стыке двух профилей. Во время профилирования точку вращения смещают на 10-20 мм от центра лезвия к пятке, тем самым смещая весь профиль к задней части лезвия. Это помогает лучше держать баланс.
Желобок
Желобок – это вогнутая заточка нижней поверхности лезвия. Назначение желобка заключается в увеличении скольжения на льду. Маленький радиус желобка означает лучшее скольжение, но также и увеличение силы трения. Большой радиус желобка дает небольшое скольжение, в тоже самое время как обеспечивает меньшую силу трения между льдом и лезвием. Меньшая сила трения позволяет обеспечивать лучшее скольжение. Правильное скольжение является необходимым для ускорения, рывков и остановок. Обычно для заточки коньков для хоккея с шайбой игроки пользуются таблицей с конкретными параметрами желобка.
Большинство же профессиональных хоккеистов НХЛ спользуют канадскую заточку FBV, кроме этого сейчас становится популярна заточка коньков под Z-канавку. О данных видаъ заточки можно прочитать здесь >>>
Доводка коньков
- При помощи алмазного абразивного бруска лезвие очищается от заусенцев.
- Специальным полировочным камнем убираются микрочастицы от шлифовки.
- Используя, грубый доводочный камень под определенным углом к граням лезвия осуществляется доводка лезвия. Это помогает получить хорошее сцепление лезвия и более желательную режущую кромку.
Секреты правильной заточки хоккейных коньков
Главный секрет хорошей качественной заточки – это твердость лезвий. Профессионалы по заточке советуют срезать меньше металла при заточке, но делать заточку чаще. Чем тверже материал, тем дольше держится заточка и тем реже нужно будет ее делать.
Важный момент эксплуатации и хранения: никогда не ходите по твердым поверхностям (бетон, асфальт, пластик, мрамор и др.) без защитных твердых чехлов. Это сколы, заусеницы и другие проблемы с коньками, которые сведут «на ноль» всю Вашу даже самую качественную заточку. Кроме этого обязательно после каждого нахождения на льду (игры, тренировки, просто покататься) необходимо насухо вытереть лезвия и надеть защитные чехлы.
Можно ли заточить коньки в домашних условиях?
Сразу отметим, что произвести заточку коньков по технологии FBV или под Z-канавку без помощи профессиональных станков невозможно.
Проще дело обстоит с классической желобковой заточкой. Есть, умельцы, которые могут заточить коньки самостоятельно в домашних условиях и сделать станок для заточки лезвий кустарным способом. Но нужно понимать, что заточка должна быть ровной и сбалансированной. Ведь если снять с лезвий неравные участки стали, то это приведет к дисбалансу, перегреву лезвий, ухудшению качества катания и всей игры в целом.
Кроме этого, на нижней части лезвия слой металла составляет всего 1-2 мм. При заточке станок снимает не более 0,1 мм. После 20 заточек инвентарь становится непригодным для катания. В домашних же условиях снять такой слой металла не получится, таким образом, срок службы коньков сократится в разы, а может получится так, что их придеся выкинуть после первой же заточки "на дому".
Для заточки коньков лучше использовать профессиональные станки, благодаря этому вы сможете повысить мастерство своего катания. Стоимость классической заточки в среднем от 200 рублей за пару - это не те деньги ради, которых стоит рисковать дорогостоющими коньками.
Внимание! При использовании материалов сайта ссылка на сайт или гиперссылка для интернет ресурсов обязательна.